Официальный сайт
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 35" города Читы
МЕНЮ
,

Буллинг в школе: как реагировать

Фото с сайта https://interneturok.ru

Спасительные и опасные сценарии при травле в школе.

Буллинг — это травля. Этот процесс можно сравнить со злокачественной опухолью. Раковые клетки поселяются в одном органе, а потом захватывают весь организм, нарушают работу всех систем. С травлей то же самое. Она начинается как конфликт двух человек, но постепенно затрагивает весь коллектив: детей, учителей и родителей.

Буллинг нарушает взаимосвязи между людьми, и это вредит учебному процессу. Во время травли травму из-за психологического давления получают даже школьники, которые не поддерживают буллинг и сохраняют видимость нейтралитета. А жертва и вовсе может дойти до суицида, если вовремя не принять меры.  

В этой статье мы обсуждаем с психологами буллинг в школе: мягкие, жёсткие и бесполезные реакции при разных сценариях. 

Что такое буллинг 

Буллинг — это систематическая коллективная агрессия против одного человека. Причём агрессия необязательно физическая. Чаще встречается именно психологическое насилие, и оно бывает гораздо опаснее. 

Чем травля отличается от обычного конфликта

Буллинг на первый взгляд кажется похожим на привычный конфликт, но на самом деле они отличаются. 

Чем отличается обычный конфликт от буллинга

Параметр

Конфликт

Буллинг

Продолжительность

Разовый или краткосрочный

Продолжительный 

Наличие цели

Есть: отстоять интересы, получить желаемое, защитить слабого

Нет, агрессору важен сам процесс буллинга

Свидетели

Не всегда

Всегда

Равенство сил жертвы и агрессора

Примерно равны

Неравны, агрессоров больше, и они сильнее

А теперь давайте закрепим разницу на конкретных примерах. Обсудим три ситуации, которые похожи на буллинг. Все они опасные и неприятные, но не каждая из них травля. 

  • Кейс 1. Разовая драка

Ваня взял у Пети без спроса тетрадь, чтобы списать домашнюю работу. Петя возмутился и обозвал Ваню. Завязалась драка, из которой оба унесли домой синяки и ссадины. Весь следующий день Петя и Ваня обижались друг на друга и не разговаривали. А ещё через день помирились и стали общаться, как раньше.

Ситуация в примере не буллинг, потому что у конфликта была конкретная причина  и он быстро закончился.

  • Кейс 2. Эпизодическое нападение

Старшеклассник Кирилл отобрал у второклассника Егора деньги. Кирилл подождал Егора за школьными воротами вне досягаемости камер, оттеснил в кусты и потребовал деньги, угрожая расправой. Второклассник побоялся рассказать о нападении родителям — соврал, что потерял деньги. Больше Кирилл и Егор не виделись. 

Эту ситуацию тоже нельзя назвать буллингом, потому что здесь нет системности. Кирилл отобрал деньги в одиночку, однократно и тайком. И ещё важно, что у старшеклассника была цель — отнять деньги. А для буллера важна не цель, а процесс. 

  • Кейс 3. Заговор против одноклассницы 

Кате не нравится одноклассница Маша, поэтому она подговорила знакомых портить Маше жизнь. Катя создала публичный телеграм-канал, где одноклассники критикуют внешность, поведение, увлечения и семью Маши. И повторяют то же самое вслух, когда Маша рядом. Кроме того, одноклассники прячут одежду Маши в спортивной раздевалке и переворачивают её тарелку с обедом в столовой. Всё это длится уже пять месяцев, и Маша отказывается ходить в школу.

А эта ситуация — самый настоящий буллинг, потому что длится системно и уже несколько месяцев. И у обидчиков нет материальных целей. Они получают удовольствие от процесса.    

Кто участвует в буллинге 

В буллинге несколько сторон. А именно три типа участников.

Агрессор

Это инициатор травли. Его ещё называют буллером, зачинщиком. В эту же категорию попадают последователи. Это те самые «друзья», которые подхватывают идеи буллера и активно участвуют в травле. Как только взрослым становится известно о буллинге, обычно наказывают именно агрессора. Однако этому ребёнку тоже нужна помощь. Агрессор уязвим и без посторонней помощи выйти из ситуации не может. Травля для него — способ удовлетворить потребность во власти, признании и безопасности.

Жертва

Это ребёнок, которого травят агрессор и его последователи. Не стоит верить заблуждению, что жертва чем-то виновата в травле: выделяется внешне, не даёт отпор. Это не так. Жертвой может стать любой ребёнок, и его личностные особенности на это никак не влияют. Кто становится жертвой, подробно обсудим дальше. 

Наблюдатели

Эти участники буллинга не вмешиваются, но смотрят на издевательства. Несмотря на безучастие, им тоже не удаётся остаться в стороне. Атмосфера в классе отравляет наблюдателей. Некоторые мучатся оттого, что не могут помочь жертве. Другие боятся, что и над ними могут начать издеваться. На самом деле, наблюдатели — большая сила. Буллинг происходит с их молчаливого согласия. Если они перестанут молчать, коллективно встанут на сторону жертвы, то буллинг прекратится.  

По сути, буллинг — это не проблема агрессора и жертвы, не их конфликт. Буллинг — проблема коллектива, который молча наблюдает издевательства. Если что-то происходит регулярно, изо дня в день, то становится нормой. 

Кто становится жертвой буллинга и почему

В интернете много любительских статей о том, что жертвой становятся необычные, отличающиеся дети: кудрявые, с пирсингом, заикающиеся, с особенностями здоровья. Но в реальности всё иначе. Внешность, национальность, темперамент, успеваемость и другие особенности — это всего лишь повод «зацепиться», а не настоящая причина травли. 

На самом деле причина возникновения буллинга — некорректно сформированные ценности всего коллектива. Если в классе будет один ребёнок или группа детей, которые открыто вступятся за жертву, то травли не будет.   

Как понять, что ребёнок подвергается буллингу

Родители не всегда знают, что ребёнка в школе травят, потому что дети могут стыдиться своего униженного положения, беречь родительские чувства или просто отчаялись найти помощь. Даже если ребёнок молчит и ничего не рассказывает, важно присмотреться.

Косвенные признаки буллинга:

  • Следы насилия: синяки, царапины, испорченные вещи, потерянные деньги.
  • Дети зовут ребёнка по прозвищу, а не по имени.
  • Ребёнок избегает коллективных мероприятий.
  • Школьник не общается со сверстниками, держится ближе к взрослым.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу.
  • Успеваемость снизилась.
  • Плохой аппетит, нарушение сна, головная боль и другие признаки стресса.

Если вы заметили один из этих признаков, рано делать вывод, что ребёнка травят. При буллинге все эти признаки проявляются в комплексе. В любом случае важно спокойно вывести ребёнка на разговор. Можно поговорить с родителями одноклассников. Возможно, кто-то даст вам полезную информацию.

Чего нельзя делать, когда ваш ребёнок подвергается буллингу

Теперь обсудим популярные ошибки родителей, которые не решат, а только усугубят проблему буллинга.

Пустить проблему на самотёк

Это самая наивная реакция. Не надо думать, что проблема сама решится. Не решится, потому что коллектив уже попал в порочный круг. Агрессор без помощи специалиста не остановится. Наблюдатели уже привыкли к происходящему и решили, что так и должно быть. А жертва находится в подавленном стрессовом состоянии и не может противостоять толпе.

Осуждать ребёнка

Это самое болезненное, что можно сделать. Если ещё и родители будут осуждать ребёнка, это его психологически добьёт. Условно, если ребёнка травят за синие волосы, а мы уговаривали его отказаться от этой затеи, воздерживаемся от фраз в стиле: «А мы тебе говорили, предупреждали, что так и будет». Человек имеет право отличаться от других. Этим он прекрасен. А вот терпеть насмешки и издевательства не должен.

Советовать «дать сдачи»

Это не поможет, потому что не затрагивает глубинную суть проблемы. И может вывести конфликт на уровень физической агрессии. 

Пойти «разбираться» с детьми

Почти наверняка дети не станут вас слушать. А оскорблять и бить детей нельзя. Это прямой путь к уголовному делу. И главное — такое повышенное внимание взрослых  не решит проблему, а только раззадорит обидчиков. 

Переусердствовать с обвинениями школы 

Это тоже неконструктивно. Если истерить и кидаться обвинениями, педагоги встанут в позицию защищающихся. И это не поможет партнёрству. Рациональнее и эффективнее — разговаривать с учителями на равных.

Фото с сайта https://interneturok.ru

Как родителю реагировать на буллинг в школе

Обычно первое желание родителей жертвы — немедленно открутить обидчику уши, разобраться с его родителями, устроить скандал в школе, раз они допустили подобное. Но это эмоции. Грамотное решение — успокоиться и подумать о ребёнке.

Поймите чувства ребёнка: он устал от травли, напуган, его самооценка близка к нулю. Его не поддерживают одноклассники, учителя закрывают на всё глаза, а порой и обвиняют. Поддержку в такой ситуации могут дать только родители. 

Первая помощь жертве буллинга в школе:

  • Заверяем ребёнка, что понимаем его чувства: каждый может стать жертвой и никто этого не заслуживает.
  • Говорим, что готовы выслушать и безоговорочно поддержать: напоминаем, что в любой ситуации мы на стороне ребёнка.
  • Спрашиваем, что произошло, не прерываем рассказ (даже если мы в шоке и горим желанием прямо сейчас наказать виновных). Просто слушаем.
  • Сопереживаем эмоциям, даём ребёнку понять, что понимаем, насколько болезненны и мучительны эти издевательства.
  • Благодарим за то, что ребёнок поделился своей историей. Объясняем, как делиться опытом со взрослыми, которым доверяешь. Именно это помогает решить проблему и найти поддержку.

Эксперты проекта «Каждый важен» поделились двумя пошаговыми планами действий. 

Позитивный план

Шаг 1. Разговариваем с ребёнком. Выясняем обстоятельства произошедшего и поддерживаем.

Шаг 2. Говорим с классным руководителем и школьным психологом. Не с целью ругаться и выяснять отношения. Задача — найти союзника в лице школы. Но при этом твёрдо квалифицируем происходящее как буллинг.

Шаг 3. Вырабатываем план действий с педагогом и психологом. Проявляем  настойчивость. Школе невыгодно признавать произошедшее буллингом. Проще всё спустить на тормозах. Понимая это, звоним учителю — спрашиваем, как именно школа намерена решать ситуацию и гарантирует ли выполнение запланированных действий.  

Шаг 4. Следим за реализацией запланированного. Регулярно приходим в школу, встречаемся с психологом и классным руководителем. Спрашиваем, что сделано, каков результат, что ещё будет сделано, какой ожидается результат, как будет корректироваться план.

Запасной план

Бывает, что школа отказывается признавать проблему: сотрудники оправдываются, пытаются выставить ребёнка и его семью виноватыми или убедить родителя, что ничего страшного не происходит. Если вы учитесь именно в такой школе, решение будет более долгим. И вам пригодится этот запасной план от проекта «Каждый важен». 

Для начала не ведитесь на уговоры и не принимайте точку зрения школы. Оскорбления, унижение личности, порча личных вещей, нарушение границ не норма, в какой бы социальной группе это ни происходило. Жертва не виновата в происходящем.

Шаг 0. Решаем, будем ли продолжать учиться в этой школе. Отталкиваемся от тезиса «буллинг — проблема сообщества, а не отдельных личностей». Если школа не признаёт проблему, значит, она разделяет ценности сообщества, в котором допустима травля. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок был в этой социальной группе, становился её частью и перенимал её нездоровые установки? 

Обсуждаем с ребёнком возможность перевода в другую школу или на другую форму обучения. Может быть, после пережитого ребёнку будет комфортнее учиться в дистанционном формате. Это не только поможет ему в психологическом плане, но и позволит лучше раскрыть свои творческие способности и реализовать научный потенциал, как получилось у Андрея Дмитриевича Сахарова, Михаила Юрьевича Лермонтова, Агаты Кристи, Моцарта.

Шаг 1. Пишем заявление на имя директора школы. Если решили остаться, то пишем обращение к администрации школы. В заявлении указываем, что ребёнок стал жертвой буллинга. Перечисляем, в чём это выражалось. Просим выявить виновников, принять меры профилактики буллинга. Обязательно фиксируем обращение: забираем копию с подписью принявшего. Как и любая другая государственная организация, школа обязана ответить в течение 30 дней. 

Шаг 2. Обращаемся в уполномоченные государственные службы. Пишем обращения в департамент образования, Роспотребнадзор, к уполномоченному по правам ребёнка, в прокуратуру.

Шаг 3. Привлекаем внимание общественности. Пишем в соцсети, СМИ, некоммерческие организации, которые занимаются проблемами буллинга. Но только если ребёнок не против огласки. Этот шаг неэтично делать без согласия ребёнка. 

Шаг 4. Обращаемся суд, но только в самом крайнем случае. Если все предыдущие шаги не помогли, обращаемся за консультацией к адвокату и, заручившись его поддержкой, подаём иск в суд.

Вы вправе требовать по суду опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений (ч. 1 ст. 152 ГК РФ). Одноклассники младше 14 лет не несут ответственность в соответствии требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители и законные представители. За ненадлежащее воспитание несовершеннолетних детей родителей могут оштрафовать на сумму до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ).

Куда обратиться за помощью 

Что бы ни случилось, помните: вы не одиноки. Решить проблему буллинга помогут специализированные организации:

  1. Телефон доверия: 8-800-2000-122.
  2. Проект каждыйважен.рф
  3. Некоммерческое партнёрство содействия развитию детей и подростков «Перекрёсток плюс».
  4. Линия помощи «Дети онлайн» 8-800-25-000-15.
  5. «Просто о важном» — антибуллинговые анимационные фильмы.  

И ещё одно. Буллинг — это не только школьная проблема. 60 % взрослых тоже сталкиваются с буллингом на работе, согласно опросу HR-проекта «Компании для всех возрастов». Именно поэтому предельно важно не спускать историю «на тормозах» и изменить ситуацию, чтобы школьники не выросли в корпоративных агрессоров. И главное — чтобы сохранить здоровую психику вашему ребёнку. 

Источник

Категория: Социально-психологическое сопровождение | Добавил: Administrator (02.09.2022)
Просмотров: 56
Всего комментариев: 0
Актуально:
Цифровая образовательная среда:
Полезные телефоны:
Полезные сайты:
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?