Медиация – проведение переговоров с участием медиатора (посредника). Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем. Главная задача медиатора – помочь сторонам достичь согласия. Медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным. Он сам не принимает никаких решений, он лишь помогает сторонам урегулировать свои разногласия и прийти к соглашению, в наибольшей степени устраивающему обе стороны. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт – это главное условие медиации. В школе каждый педагог или классный руководитель часто имеет дело с конфликтами (с назревающими или со свершившимся фактом). Медиация является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в школьной среде. В дословном переводе «медиация» означает «посредничество», в данном случае посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта между двумя или более сторонами. Задача медиатора – помочь конфликтующим сторонам самостоятельно найти оптимальное решение конфликта, которое устроило бы обоих. В работе педагога или классного руководителя можно урегулировать конфликт не только с помощью проведения медиации как таковой (на профессиональной основе), но и разрешать конфликты и споры с помощью средств медиации, бесед, имеющих целью восстановление нарушенных взаимоотношений. Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Причины и типы школьных конфликтов. Конфликт «Ученик — ученик» Причины: - борьба за авторитет - соперничество - обман, сплетни - оскорбления - обиды - враждебность к любимым ученикам учителя личная неприязнь к человеку - симпатия без взаимности - борьба за девочку (мальчика) Конфликт «Учитель — ученик» Причины: - отсутствие единства в требованиях учителей - чрезмерное количество требований к ученику - непостоянство требований учителя - невыполнение требований самим учителем - ученик считает себя недооцененным - учитель не может примириться с недостатками ученика - личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость) Конфликт «Учитель — родитель ученика» Причины конфликта между учителем и родителями: - разные представления сторон о средствах воспитания - недовольство родителя методами обучения педагога - личная неприязнь - мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку Преимущества медиативных технологий Применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ.Медиация гарантирует отсутствие публичности, снимает психологическую и эмоциональную нагрузку, позволяет участникам самостоятельно контролировать процесс переговоров, а также способствует вынесению справедливого решения основанного на интересах сторон. Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. Участники процедуры медиации Участниками процедуры медиации являются стороны и медиатор. Стороны. В роли сторон в процедуре медиации выступают лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации. Медиатор – это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения. Основные принципы медиации: Добровольность (добровольное участие); Нейтральность (ни на чью сторону не встаёт); Равноправие (каждый может высказаться); Конфиденциальность (информация о встрече не выходит за пределы кабинета медиатора). Этапы медиации: 1. Вступительное слово медиатора; 2. Презентация сторон (описание проблем); 3. Дискуссия (обсуждение); 4. Индивидуальные беседы с обеими сторонами (по необходимости); 5. Формулирование вопросов, по которым хотят прийти к совместному решению; 6. Выработка предложений решения проблем; 7. Согласование условий; 8. Завершение медиации (обратная связь). Важно! Ответственность по решению проблем лежит на конфликтующих сторонах, медиатор не советует и не решает за других, он лишь организует диалог, направляет и следит за правилами, установленными в начале медиации.Из выше сказанного можно понять, что медиация в школе нужна и полезна, ведь, если между учениками или учителем и учеником возникнет конфликт, необходим независимый посредник (медиатор), который поможет разобраться в ситуации и прийти к решению, которое будет устраивать обе стороны. Состав школьной Службы МедиацииРуководитель ШСМ: Баянова С.Е.– заместитель директора по воспитательной работе Члены ШСМ: Попова Е.П. - педагог-психолог Митяшова В.В. – учитель истории и обществознания Липендина Е.В. - социальный педагог Волонтеры ШСП: обучающиеся 8 классов | |
Категория: Социально-психологическое сопровождение | Добавил: Administrator (05.09.2022) | |
Просмотров: 34 |
Всего комментариев: 0 | |